Дек
10
2016

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

Создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в декабре 2015 года свидетельствует о растущих амбициях Китая по управлению мировыми финансовыми потоками, что в перспективе может привести к политическому противостоянию с США, сравнимому по масштабу с борьбой времен «холодной войны». Российская экономика может выиграть от этой ситуации, но пока несет финансовые расходы – только в 2016 году наш вклад в капитал банка должен составить 35 миллиардов рублей. Созданный китайцами банк развития в 1-ый год своей работы анонсировал 16 проектов на общую сумму инвестиций в 2,3 миллиарда долларов США. Проектов, реализуемых в России, среди них нет.

***

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (на англ.яз.: The Asian Infrastructure Investment Bank, далее сокращено АБИИ) – это международный финансовый институт, созданный с целью поддержки реализации инфраструктурных проектов в Азиатском регионе.

Инициатива по созданию банка принадлежит властям Китайской Народной Республики.

АБИИ официально создан 25 декабря 2015 года, в момент вступления в силу Соглашения, подписанного 57 странами (37 региональных и 20 нерегиональных участников).

Подписной капитал банка составляет 100 миллиардов долларов США, что эквивалентно 2⁄3 капитала Азиатского банка развития и почти половине — Всемирного банка. Вместе с тем, на начало 2017 году капитал банка составит всего 20 миллиардов долларов США.

Штаб-квартира банка расположена в Пекине (Китай).
АБИИ является «акционерным обществом», в котором голоса распределяются  среди  стран – участниц в зависимости от их доли в капитале банка. По состоянию на 22.09.2016 указано 48 стран с долями.
Справочно: доля Китая – 29%;  Индии -  8,3%; России – 6,6 %; Германии – 4,6%; Южной Кореи – 3,8%; Австралии – 3,8%; Франции – 3,5%; Великобритания – 3,2%.

Интересно сравнить доли государств в АБИИ и, например, во Всемирном банке, который считается некоторыми аналитиками основным конкурентом. Так, Германия держит 4,6% доли в обоих банках, Россия увеличила свою голосующую силу более чем в 2 раза (до 6,6%), а США и Япония – крупнейшие «акционеры» Всемирного банка совсем не представлены в новом банке развития.

Сегодня декларируется, что АБИИ сосредоточит свою деятельность на развитии инфраструктуры и других отраслей экономики в Азиатском регионе, включая энергетику, транспорт, телекоммуникации, развитие сельской местности и сельскохозяйственного производства, водоснабжение и водоочистку, городское развитие и логистику, а также проекты по защите окружающей среды. Отмечается, что стратегия и список приоритетно поддерживаемых отраслей могут изменяться в будущем на основании решений руководящих органов банка.

Китаем заявлены экономические цели создания и последующей деятельности нового финансового института, но также справедливо считать, что АБИИ – это политическая платформа для утверждения поднебесной страной статуса мировой сверхдержавы.

Новая структура официально не позиционируется как конкурент Всемирному банку, Азиатскому банку развития или другим финансовым институтам. Более того, многие из первых проектов АБИИ реализуются в сотрудничестве с другими институтами.

Однако в пользу политического характера создания Китаем банка и того, что обострится конкурентная борьба за контроль над мировыми финансами, я приведу следующие аргументы:
1)    Китай с 30% голосующей силы играет ключевую роль в новой структуре. Это отличает ее от других крупных банков развития, где крупнейшие доли принадлежат США и Японии  (Всемирный банк: 17% и 7,8% и  Азиатский банк развития: 15,6% и 15,7 % соответственно). Собственно, Вашингтон и Токио пока проигнорировали АБИИ.

2)    Структура не ограничивается территориальным статусом участников (Азия). В состав участников и в топ-менеджмент активно приглашаются представители нерегиональных стран. Так, в ТОП-10 крупнейших «акционеров» АБИИ входят Германия, Великобритания, Франция и Австралия. Граждане этих же стран входят в топ-менеджмент банка — 4 из 6 назначенных вице-президентов.  Примечательно, что в числе вице-президентов пока не значится россиянин, что было бы логично с учетом доли России в банке — 6.6%.

3)    В 2014 году параллельно создан Новый банк развития БРИКС, который больше соответствует декларируемым региональным и специальным задачам по развитию экономик развивающихся стран. И хотя штаб-квартира финансового института стран БРИКС также расположена в Китае (г. Шанхай), в отличие от АБИИ Китай не занимает там доминирующее положение – голоса равно распределены среди 5 стран-учредителей. Международная и политическая активность этих двух схожих по функциям банков будет разительно отличаться.

4)    Китай активно продвигает АБИИ на международной арене. Президент банка Цзинь Лицюнь осуществляет регулярные поездки в страны, находящие за пределами Азии (например, в ноябре 2016 состоялись визиты в Австрию и Нидерланды).

Деятельность АБИИ в 2016 году
В 2016 году АБИИ одобрено финансирование 6 инвестиционных проектов на сумму 829 млн. долл. США. География проектов: Индонезия, Пакистан (2 проекта), Таджикистан, Бангладеш и Мьянма. Все проекты, кроме энергетического проекта в Бангладеше (165 млн. долл.), осуществляются АБИИ в сотрудничестве с другими финансовыми институтами.

В финальной стадии готовности – еще 8 проектов на сумму 1,5 млрд. долл. США.  География проектов второй очереди: Индонезия (2 проекта), Индия (2 проекта), Оман (2 проекта), Азербайджан и Казахстан. Эти проекты преимущественно осуществляются в сотрудничестве с Всемирным банком (софинансирование).

В 2016 году новым банком развития в основном финансируются проекты в сфере энергетики и строительства транспортной инфраструктуры.

Отличительной особенностью АБИИ в первый год деятельности является его активное сотрудничество с другими финансовыми институтами — Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и др., что можно объяснить желанием новой структуры разделить риски, получить знания, сформировать собственную команду и практики работы.

Россия и АБИИ
В настоящее время АБИИ не финансирует в России ни один проект.
В условиях, когда в 2014-16 гг. Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития из-за геополитической напряженности приостановили свою деятельность в России, это выглядит немного странно с учетом той роли, которую Россия играет в создании нового банка развития.
Для Российской Федерации деятельность АБИИ это реальный шанс активизировать финансирование крупных инвестиционных проектов на территории страны.

В то время как инвестиции АБИИ в российскую экономику еще не поступили, финансовый вклад российской стороны в капитал нового банка значителен — 6,5 млрд. долл. США. Если точнее, Россия должна выплатить в несколько этапов 20% от этой суммы, т.е. 1.4 млрд. долл. США. Остальная сумма  — по требованию банка.

В начале 2016 года по условиям подписанного Соглашения страны-участники должны были внести первые взносы — 280 млн. долл. с российской стороны. До конца этого года необходимо выплатить еще 280 млн. долл. Итого в 2016 году вклад нашей страны в новую финансовую структуру составит 560 млн. долл. США или 35 млрд.  рублей.

С учетом значительного размера бюджетных вложений важно понять, какие выгоды Россия получит от участия в новом китайском политико-экономическом проекте.

Экономические выгоды для России:
В 2016 году, вероятно, никаких выгод от АБИИ для российской экономики не ожидается. Нет информации о том, что в 2016 году был утвержден и профинансирован хотя бы один инвестиционный проект в Российской Федерации.

От высокопоставленных чиновников с начала года поступает противоречивая информация о количестве российских проектов, направленных на утверждение в АБИИ.

В мае 2016 года Д. Медведев заявил о 16 проектах на общую сумму инвестиций 8 млрд. долл. США. В декабре 2016 года заместитель министра финансов Российской Федерации С.Сторчак, который вместе с А.Улюкаевым числится в составе Совета управляющих АБИИ, сообщил о 20 российских проектах, ожидающих решения банка.

Вместе с тем в официальных источниках отсутствует какая-либо информация об этих проектах. В шорт-листе из 16 проектов на сумму 2,3 млрд. долл. США, которые АБИИ утвердил в 2016 году или намеревается это сделать в ближайшее время – российские проекты не упоминаются. К сожалению.

С учетом предстоящей выплаты Россией очередного взноса в капитал банка — 280 млн. долл. США — и вытекающего из этого давления российской стороны, АБИИ вероятнее всего утвердит несколько российских инвестиционных проектов, которые получат финансирование. Конечно, об одобрении всех 16 или 20 проектов, упоминаемых руководством страны, речь не идет. В лучшем случае в ближайшие месяцы будет профинансировано 2-3 проекта на сумму 300-350 млн. долл. США. Россия влиятельный участник, но Китай играет свою игру.

Говоря о перспективах сотрудничества АБИИ и России в среднесрочной и долгосрочной перспективе, нужно также исходить из умеренно оптимистичных прогнозов. Во-первых, новый институт развития является политической платформой продвижения интересов Китая. Во-вторых, на начальном этапе своей деятельности банк активно сотрудничает с другими аналогичными финансовыми институтами – Всемирный банк, ЕБРР, деятельность которых на территории России заморожена последние несколько лет.

Поэтому количество финансируемых АБИИ российских проектов зависит не только от профессионализма российских представителей в банке и наличия качественно проработанных и обоснованных инвестиционных проектов (что мной презюмируется), но также от геополитической обстановки и качества сотрудничества Москвы с другими международными банками развития.

Политические выгоды для России:
Основным бенефициаром создания АБИИ с политической точки зрения является Китай.

Именно, поднебесная страна наращивает свой политический капитал как мировая сверхдержава, демонстрируя свой подход в управлении финансовыми потоками и свою роль в поддержке развивающихся стран – основных драйверов роста мировой экономики в наше время.

Индия и Россия также одержали политическую победу, получив в АБИИ большую голосующую силу – считай политический вес, чем, например, во Всемирном банке.

Вместе с тем, не ясно удастся ли им сохранить свою долю по мере роста мирового влияния нового финансового института – в перспективе 5-10 лет. Расклад сил в АБИИ может поменяться, если к банку присоединяться США и Японии, крупнейшие экономики мира, которые пока не представлены в новом банке развития.  Политическая сила, не подкрепленная экономическими достижениями (т.е. размером экономики, ее влиянием на мир), не сможет долго продержаться. Прагматичная и взвешенная внешняя политика Пекина на протяжении последних 50 лет показывает, что лучший друг Китая – это собственно Китай.

***

Создание АБИИ – это важное политическое и экономическое событие, которое свидетельствует о новом этапе в мировой политике, а именно о попытке Китая закрепить за собой статус сверхдержавы, способной влиять на мировые финансовые процессы.

Если в истории с созданием нового международного банка развития с капиталом в 100 млрд. долл. США антагонизм «капитализм – коммунизм» трудно различим, это не значит, что поднебесная страна не может привнести в мир противостояние по силе сравнимое с «холодной войной» между СССР и США.

Сегодня у Китая появились амбиции рассказать всему миру, какой эффективной может быть модель капитализма с восточной (можно ли сказать – коммунистической?) душой. АБИИ как потенциальный конкурент Всемирного банка и других банков развития в этом смысле является одним из важных институциональных продуктов «Made in China».

Главный вопрос для меня – в условиях нарастающего политического противостояния между США и Китаем, где будет проходить идеологическая линия разлома и будут ли противоречия достаточно глубоки и обоснованы, чтобы стороны могли обострить свою борьбу за глобальное влияние. К слову сказать, поднебесная страна не отказался от своей коммунистической идеологии, но во внешней политике это мудро не показывает.

Другой важный вопрос — что получит мировая экономика и в частности Россия от политического противостояния двух сверхдержав? В среднесрочной и долгосрочной перспективе перевод акцентов с России на другого игрока, или другими словами снятие геополитической напряженности вокруг нас – это большая возможность для России заняться развитием собственной экономики.

Начало финансирования проектов на территории России со стороны АБИИ может не только дать необходимые экономике инвестиции, но также ускорить процесс возобновления работы в нашей стране других финансовых институтов – Всемирного банка,  Европейского банка реконструкции и развития и других.

Мировой экономике конкуренция сверхдержав также может быть полезна, т.к. позволит развивающимся странам использовать разные источники финансов для поддержки и развития национальных экономик. Качество услуг конкурирующих международных банков развития тоже может повыситься.

(с) Автор текста — В.А.Черданцев
Москва, 10 декабря 2016 г.

P.S. В сети Интернет можно найти большое количество карикатур и изображений на тему создания АБИИ и его конкуренции с другими схожими институтами. Некоторые из них я для наглядности размещу здесь со ссылкой на первоисточник в структуре файла.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.