Ноя
20
2016

В конце 2018 года Россия может войти в ТОП-10 мировых стран по легкости процедуры открытия бизнеса. А российские банки могут освоить новую для себя посредническую функцию — GR

(# 2 из цикла статьей: «АНАТОМИЯ РЕФОРМ В РОССИИ»)

16 июля 2015 года в неприметном 3-х этажном здании, расположенном в центре Москвы на Скатертном переулке, произошло событие, которое перевернуло страницу в истории реформы процедур открытия бизнеса в России. Представители несколько десятков крупнейших банков страны, Банка России,  Росфинмониторинга, а также других органов власти собрались вместе обсудить возможность  внедрения в России механизма дистанционного, онлайн открытия расчетного счета для бизнеса.

Строгие правила идентификации клиентов, установленные в т.ч. с целью противодействия легализации преступных доходов, другие нормативы Банка России и отсутствие электронного информационного взаимодействия с госорганами являлись, по мнению участников встречи,  основными препятствиями для дистанционного  открытия банковских счетов.

«Круглый стол» быстро перерос в противостояние 2 основных позиций – оставить всё как есть или начать сложную работу по поиску компромисса между безопасностью и удобством, и изменить законодательство и нормативы. Кульминационным моментом встречи стало неформальное итоговое голосование, которое, пожалуй, предрешило цепочку дальнейших событий. На главный вопрос: «Поддерживаете или не поддерживаете реформу?», банковское сообщество большинством голосов ответило утвердительно.  Представитель Банка России заключил, что «ситуация развивается в правильном направлении, полностью соответствуя мировому опыту и лучшим зарубежным практикам».  После этого работа, которая велась в Москве с 2013 года, вышла на новый федеральный уровень.

1 ноября 2016 года на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект, в рамках которого клиенты двух  «государственных» банков могут зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью или получить статус индивидуального предпринимателя, не обращаясь в налоговые органы.

Отличительной особенностью этой схемы открытия бизнеса является то, что между начинающим предпринимателем и государством возникает своего рода посредник, который берет на себя выстраивание отношений и взаимодействие с налоговыми органами.

Банку выгода – новый предприниматель на обслуживании. Клиенту удобно – быстрое открытие бизнеса и взаимосвязанные операции в «одном окне». Государству тоже хорошо – частная структура (банк) берет на себя профессиональные коммуникации с предпринимателем на начальном этапе его деятельности. Проконсультирует, поможет. В идеале налоговые органы будут исключены из взаимодействия с  начинающим предпринимателем, и будут выполнять функцию операционно-учётного подразделения (бэк-офиса).

По схожему принципу в России работают многофункциональные центры предоставления госуслуг, которые преимущественно ориентированы на физических лиц. Пока концепция по созданию Бизнес-МФЦ обсуждается, а проекты в тестовом режиме реализуются в нескольких российских регионах, воспользоваться услугой по открытию бизнеса через коммерческий банк можно уже сейчас. По итогам реализации пилотного проекта в следующем году разумно и правильно, что другие российские банки также примут участие в реализации этой услуги.

Параллельно с процессом предоставления банками новых сервисов в России запускается механизм упрощенного дистанционного оформления расчетного счета тем клиентам, которые уже являются клиентами банка как физические лица и ранее проходили личную идентификацию. Законодательная основа для этого создана — с 1 сентября вступили в силу нормы Федеральных законов от 23 июня 2016 года № 191-ФЗ и от 03 июля 2016 года № 241-ФЗ.

Интересно отметить, что в вопросе открытия банковского счета онлайн российские власти пошли по «умеренному» пути из соображений безопасности и грядущей проверки ФАТФ. В некоторых других странах, или физическая идентификация клиента не требуется (например, достаточно скайпа для удостоверения личности), или госорганы предоставляют банкам всю необходимую информацию о вновь зарегистрированном предпринимателе.

Положительный эффект от упрощения процедур открытия бизнеса и открытия расчетного счета в банке с большой долью вероятностью повлияет на инвестиционную привлекательность России и повысит позиции страны в престижном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» («Doing Business»). Собственно, реализация реформы стала возможна благодаря Указу Президента Российской Федерации № 596, а точнее –  поставленной задаче по продвижению России в этом международном рейтинге на 20 место к 2018 году (Справочно: по итогам 2015-2016 гг. Россия занимает 40 место из 190 стран).

Таким образом, в ближайшие несколько лет Россия может войти в ТОП-10 мировых стран по легкости процедуры открытия бизнеса. Сейчас Россия по этому показателю Рвходит в ТОП-30 (Справочно: Россия занимает 26 место согласно последнему докладу «Doing Business-2017»).

Визуализируя ожидаемые эффекты от проводимых в России реформ, я считаю возможными следующие ситуации в 2018 году:
1) Вы лежите на пляже у теплого южного моря. Вчера вы познакомились с интересной компанией во время спуска на байдарках. Разговорились, оказалось, что вы -  программист,  врач и страховой агент — придумали инновационный страховой продукт для путешественников и любителей активного времяпрепровождения. На отдыхе есть время обсудить бизнес-план и сделать первые действия уже сегодня. Вы открываете ноутбук, вводите паспортные данные, оплачиваете через онлайн-банкинг госпошлины и через полчаса вы  являетесь предпринимателями, учредителями ООО-ки с открытым расчетным счетом. Можно делать бизнес!

2) Вы всегда мечтали о своем деле, но не знаете, с чего начать. Вы опасаетесь чиновников и бюрократической волокиты. Чтение законов ввергает вас в ужас, но вам нравится банк «N», в котором комфортный сервис и вежливые сотрудники. Сегодня вы заходите после работы в отделение банка и говорите сотруднику на входе, что мечтаете о своем бизнес.  Через несколько часов вы идете домой и говорите родным, что вы зарегистрированный индивидуальный предприниматель с предварительно одобренным банком бизнес-планом и началом финансирования через 1 месяц. Как раз, чтобы уволиться с текущей работы на «дядю» и подготовиться к новой жизни.

Будущее уже близко. Реализуемая сегодня прогрессивная реформа уже к осени 2018 года может вывести Россию в ТОП-10 мировых стран по легкости юридической процедуры создания бизнеса.

Реформа открывает новые горизонты для начинающих предпринимателей, которые за 30 минут смогут зарегистрировать себе компанию или оформить статус индивидуального предпринимателя.

Побочным действием реформы может стать новый тренд развития банковской сферы. Российские банки могут трансформироваться в центры поддержки бизнеса (малого и среднего – в первую очередь), предлагая не только финансовые продукты, но также образовательные, консультационные услуги.  Возможно, банки активизируют взаимодействие с госорганами  по вопросу эффективного предоставления бизнесу государственных услуг по аналогии с моделью МФЦ.

Интересно отметить, что реформа могла не состояться. По информации от вовлеченных в процесс людей, цепочка случайностей и личных инициатив привела к результату, и хочется верить – к положительному для бизнеса эффекту.

Интересно, сколько возможностей по улучшению условий ведения бизнеса утрачивается в стране из-за централизации процесса принятия решений и отсутствия конкуренции проектов (идей)?

Именно размышления об этом привели меня к мысли, что разработкой и реализацией реформ в сфере бизнес регулирования и экономики должны заниматься в нескольких автономных друг от друга центрах принятия решения. В этом, на мой взгляд, заключается суть предложения Алексея Кудрина о создании Центра реформ, независимого от Правительства. При этом центры регуляторных реформ должны формироваться на профессиональной, а не политической основе, быть независимыми и автономными. Я считаю, что ввиду специфики реформаторской работы  этим  должен заниматься Юридический центр в тесном взаимодействии с Министерством юстиции.

Важные наблюдения:
- Описанная в настоящей статье реформа -  одна из немногих успешных и перспективных реформ, реализованных в России в последние годы. Она действительно может улучшить условия для открытия бизнеса.
- Жизненный цикл «средней» по масштабу реформы составляет 5 – 7 лет. Идея реформы по дистанционному открытию счета возникла в 2013-2014 году. До момента принятия изменений в законодательство прошло почти 3 года. Один год отводится на реализацию пилотного проекта (с 1 ноября). Еще несколько лет  потребуется на проникновение реформы в повседневную жизнь.
- Административные реформы уязвимы, т.к. затрагивают интересы многих лиц и изменяют «статус кво». Даже реформаторы могут быть против предложений реформ, если это затрагивает их интересы, зоны влияния. Например, реформа процедуры открытия расчетного счета могла не состояться. В «дорожной карте» Национальной предпринимательской инициативы, которую курирует один из реформаторских центров АНО «Агентство стратегических инициатив», мероприятия по онлайн открытию счета не было. При этом нужно отдать должное – при содействии рабочей экспертной группы в 2013-2015 гг. реализовано много других позитивных изменений.

(с) Автор текста — В.А.Черданцев
Москва, 20 ноября 2016 г.
Миниатюра взята из открытого доступа Shutterstock, 20.11.2016 «8 правил для начала бизнеса…» https://www.entrepreneur.com

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.