Ноя
9
2016

Счетная палата раскритиковала Правительство РФ за «антикризисный план»

В октябре 2016 года Счетная палата Российской Федерации раскритиковала действия Правительства в экономической сфере, в т.ч. по исполнению «антикризисного плана». Это может свидетельствовать об аппаратном противостоянии и наличии у российских элит различных точек зрения по вопросу экономического будущего страны.

Сегодня оценить эффективность действий Д.А.Медведева на посту Председателя Правительства Российской Федерации затруднительно, так как непонятно, что взять за точку отсчета. Могло ли быть еще хуже или экономика страны стойко справляется с негативными факторами?  В любом случае наступают времена, когда балом правит большая политика.

Несколько важных уточняющих моментов:

Во-первых, используемый  СМИ термин «антикризисный план» неточно характеризует критикуемый документ. Правильное название: «План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». Этот программный документ выражает текущую позицию Правительства по вопросу развития экономики России в условиях падения (стагнации) экономики (Прим.: в наст. время оценки ситуации российской экономики разнятся, поэтому мной указаны 2 основных оценки – падение или стагнация) и ухудшения благосостояния населения.

Во-вторых, критикуемый документ следует отличать от «антикризисного плана», который  в сжатые сроки и «на коленках» власти готовили в начале 2015 года. В «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» значилось 60 мероприятий.  Обсуждаемый сегодня документ готовился в плановом режиме и содержит ровно в 2 раза больше мероприятий, чем «антикризисный план».

В-третьих, текущий План действий Правительства России является «живым» документом, который министерства исполняют, в который вносятся изменения. Так,  31 августа 2016 г. были внесены изменения, которыми перераспределены бюджетные ассигнования в размере 13 млрд рублей на оказание содействия развитию автомобильной отрасли, авиа- и судостроения, станкоинструментальной промышленности, в том числе в связи с изменением механизма финансирования реализации мер поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.

Несколько слов об оценке эффективности действий Правительства России в экономической сфере. Однозначно и всем очевидно, что экономика страны за 2 года сильно упала. Минэкономразвития России в октябре 2016 г. представило прогноз, из которого следует, что Российская Федерация в ближайшие двадцать лет будет развиваться медленнее общемирового темпа. Та еще перспектива бедности. Социологические службы в последнее время фиксируют падение уровня доверия населения к органам власти (не касается Президента). Пожалуй, большая часть населения и представителей бизнеса считают что ситуация в экономике стала хуже.

Могли ли стать еще хуже? Возможно, но об этом точно никто не скажет. В связи со скорым началом предвыборной кампании (2017 — 2018 гг.) действия Правительства России будут рассматриваться с политической точки зрения. Так, политтехнологи могут посчитать, что падение уровня доверия населения к власти накануне выборов представляет опасность для Президента и найдут «громоотвод». Если отставка Правительства за экономические неудачи и произойдет, то с большей долью вероятности в конце 2017 года.

Говоря о том, что можно предпринять для улучшения экономической ситуации в России, в настоящее время у экспертного сообщества и политических элит есть множество предложений и идей.

Официальная позиция властей представлена в обсуждаемом Плане  Правительства России.  Экс-министр финансов Алексей Кудрин обещает представить свою экономическую программу в 2017 году. «Столыпинский клуб» представил в сентябре свой план развития, который предусматривает запуск государственного финансового стимулирования, переход на дешевые кредиты, снижение налогового бремени, борьбу с захватом рынка несколькими крупными игроками, уменьшение доли государства в экономике и перезагрузку отношений с Западом.

Моя позиция по необходимым мерам развития экономики заключается в необходимости повышения качества государственного регулирования, в повышении предсказуемости законодательства (закрепление неизменности действия норм на длительный период), в сокращении и повышении эффективности государственного аппарата, в уменьшении доли государственного участия в экономики и развития конкуренции, в укреплении степени независимости друг от друга трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной властей.

Со мнением других экспертов можно ознакомиться в материале Деловой репутация «Опять мимо».

(с) Автор текста — В.А.Черданцев
Миниатюра взята из открытого доступа http://newvz.ru/info
Москва, ноябрь 2016 г.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.