Май
18
2013

Оказание государственных услуг при помощи Интернета

За последние несколько лет в области оказания государственных услуг при помощи Интернета произошли значительные изменения, которые можно характеризовать словами: «проникновение», «улучшение», «доступность», «удобство».

Важную и централизующую, как мы считаем,  роль в деле развития и реализации концепции «электронного правительства» играет запущенный в декабре 2009 года Портал государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru). В феврале 2012 года был анонсирован запуск новой (измененной) версии Портала.

Профильные органы власти (министерства, ведомства) стараются придерживаться взятого государством курса, активно создают, внедряют и совершенствуют механизмы оказания через Интернет отнесенных к их компетенции государственных услуг.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в этом смысле является «локомотивом» положительных изменений в области недвижимости.

В настоящий момент подразделения Росреестра через Интернет предоставляют следующие услуги:

  • Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • Осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества;
  • Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
  • Предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
  • Предоставление сведений из государственного реестра кадастровых инженеров;
  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online (Информационная система);
  • Проверка подлинности электронного документа.

Следует признать, что в настоящий момент по объективным причинам не каждый гражданин может воспользоваться всеми интересными и новыми возможностями получения государственных услуг через Интернет.

Доступность таких услуг ограничивается персональным уровнем подготовки гражданина (юридической грамотностью, умением пользоваться Интернетом, др.), а также уровнем «юзабилити» конкретной услуги, т.е. степенью информативности описания и пояснений, интуитивной понятностью («какую кнопку нажать?»), удобством использования в целом.

Государство по понятным причинам не может быстро повысить юридическую и Интернет- грамотность широких слоев населения, но может повышать уровень «юзабилити» своих услуг. В этом смысле особенно важным видится развитие (улучшение) единого Портала государственных услуг, как центрального элемента.

В области недвижимости через Интернет сегодня оказываются преимущественно простые услуги. Наиболее востребованной является услуга  по запросу информации из Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество в электронной форме (18,5 млн. миллионов запросов в 2012 году или 50% от всех запросов ЕГРП).

Граждане при помощи Интернета получают различную иную информацию, а также записываются на приём в территориальные подразделения Росреестра, где уже в обычном порядке подают документы на регистрацию прав.

Иные оказываемые при помощи Интернета государственные услуги (например, подача заявления на государственную регистрацию права) являются более сложными и требуют дополнительных усилий, — особенно для первого раза или единичного случая обращения.

Отчасти поэтому мы считаем, что в ближайшие годы (2-3 года) активными и притязательными пользователями государственных услуг в рабочих целях будут сотрудники организаций, а также профессиональные участники рынка недвижимости (юристы, риэлторы, нотариусы и т.д.).

При условии повышения уровня «юзабилити» простые граждане начнут активно использовать через Интернет государственные услуги, в т.ч. сложные услуги, постепенно – в перспективе 5-10 лет.

Настоящая статья была подготовлена для РИА-Новости (проект «Недвижимость»), ознакомиться с которой можно здесь.

г. Москва, март 2013 года

Автор текста: Черданцев Вадим

Автор (правообладатель) фотографии неизвестен.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.