Янв
20
2013

Ужесточение правил о регистрации по месту пребывания — авторское мнение

В январе 2013 года президент Владимир Путин внёс в Думу законопроект, усиливающую ответственность за нарушение правил регистрационного учета граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Законопроект, который вскоре был принят в 1-ом чтении, вызвал широкое общественное обсуждение. На свет появилось множество экспертных комментариев и мнений. Моё отношение к законопроекту можно прочитать далее по тексту.

 ****

Любая конституция является в некотором смысле сборником руководящих правовых норм,  духовными скрепами светского общества, о которых как-то упоминал господин президент Путин.

Представленный президентом РФ законопроект косвенно затрагивает право на свободу передвижения и право частной собственности, предусмотренные статьями 27 и 35 Конституции РФ.

Мы полагаем, что на практике реализация законопроекта может усугубить правовое положение мигрирующего населения (в т.ч. туристов) по ряду причин. Основными причинами мы можем назвать отсутствие в России цивилизованного рынка аренды жилья и высокий уровень коррупции.

На практике арендодатели редко заключают договора найма (аренды) жилых помещений и ещё реже позволяют официальную регистрацию по месту пребывания, что побуждает людей совершать формальную регистрацию в «резиновых» квартирах. Вероятно, по мнению разработчиков законопроекта, проблема 300 тысяч человек, зарегистрированных в 2011 году в 6400 адресов, заключается в их желании легализовать своё положение. Миллионы людей вообще не зарегистрированы.

 Установление лимита числа лиц, которые могут быть зарегистрированы в квартире, на наш взгляд, является сомнительным решением, т.к. затрагивает фундаментальное право каждого самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Каким образом будет устанавливаться норма числа проживающих на жилой площади, как контролироваться её соблюдение? Например, некоторые хостелы (гостиницы квартирного типа) в Москве и Санкт-Петербурге предлагают путешественникам спальные места, например,  из расчета от 4 до 8 человек для комнаты с площадью 12 кв.метров. Будет ли предусмотрена законодательством норма в 2 кв. метра на человека — это большой вопрос.

Любой законопроект можно оценивать с разных сторон. Например, с позиции соблюдения прав и свобод граждан, принципов справедливости,  соблюдения целостности и  преемственности норм (институтов) нормативного правового акта и законотворческой техники в целом, его непротиворечивости другим нормативным правовым актам (особенно — Конституции), эффективности регулирования соответствующих общественных отношений, государственной целесообразности, адекватности и разумности (политический аспект).

В целом, как юристы мы настороженно относимся к таким законодательным инициативам.

Криминализация законодательства в условиях российской действительности – это плохое решение. Более того, мы полагаем, что законопроект основан на неверной (неполной) оценке существующей ситуации с миграцией населения и  арендой жилья. Последствия принятия законопроекта ввиду масштаба и недостатка аналитической информации трудно прогнозируются, но вероятнее всего будут неблагоприятны для миллионов граждан РФ, помимо прочего будет способствовать усугублению коррупции и понижению привлекательности страны для проживания. Считаем разумным изменить подход к решению государством задачи по учету населения и миграционных процессов, т.е. не устанавливать жесткие санкции, а улучшать механизм уведомительной регистрации, внедрять современные технологии для целей розыска преступников.

P.S. Некоторые мои мысли по этой теме были опубликованы РИА-Новости - здесь их можно прочитать.

 г. Москва, январь 2013 года

Автор: Черданцев Вадим

Фото: Автор (правообладатель) неизвестен.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы для того, чтобы оставить комментарий.